воскресенье, 16 августа 2015 г.

Двигайся быстрее

"Возможно, я сильнее, чем я ДУМАЮ» Томас Мертон
Дорогие друзья! Последние одиннадцать дней я провела в походе по итальянским Альпам. Пятнадцать лет назад я не могла бы даже представить, что однажды напишу эти слова. Я привыкла жить с больным коленом. Это началось, когда я разводилась с мужем, всё моё тело тогда буквально разваливалось на части - с ног до головы, внутри и снаружи. Но хуже всего дела обстояли с левым коленом. Однажды я повредила его и с тех пор с ним постоянно были проблемы. Я даже по лестнице не могла подняться без боли. Врач, к которому я обратилась по этому поводу, сказал только: “Ну, вот это и называется старением, никто не молодеет”.


Спасибо, док.

Я годами нянчилась со своим коленом. Я считала себя человеком с плохими коленями - как называют “плохими” неприятных соседей или собак. Если я приходила на занятия по йоге и учитель спрашивал, есть ли у кого-нибудь физические ограничения, я покорно поднимала руку и объясняла, что у меня проблемное колено. Мне назначали специальные упражнения и просили быть очень осторожной.
Я сообщала о своем больном колене каждому новому врачу. О нём знали мои друзья. Я прикладывала к нему лёд, прогревала его, стягивала его бандажом, выпила тонны ибупрофена и ограничила свои передвижения из-за него. Я обращалась ко всякого рода специалистам - традиционным и альтернативным. Но мое колено продолжало болеть.

А пять лет назад всё изменилось. Но - внимание - прежде, чем я продолжу свой рассказ, я хочу попросить вас - пожалуйста, не делайте никаких глупостей из-за того, что я собираюсь сказать дальше, хорошо? Я не врач, и вы должны проявлять мудрость, управляя своим чудесным телом.

А случилось со мной вот что. Однажды, примерно пять лет назад, я спросила своё колено, чего оно от меня хочет. Буквально - я заговорила с ним. Это произошло случайно. В этот момент я была очень спокойной, очень сонной, и я сказала: “Дорогое колено, скажи, что тебе нужно? Я слушаю. Я сделаю всё, что ты скажешь. Операцию? Заменить сустав? Еще больше нежной заботы? Больше акупунктуры? Изменить диету? Рейки? Только скажи хоть что-нибудь”.

Я замерла, прислушиваясь, и моё колено ответило мне. Этот ответ шел из самых глубин моего сознания, и он был ясным как день. Оно сказало: “ДВИГАЙСЯ БЫСТРЕЕ”.

Двигайся быстрее, сказало мне колено. Бегай. Взбирайся на горы. Танцуй. Пользуйся мной. Прыгай. Я - КОЛЕНО. У меня нет никаких недостатков. Я чудесно устроено, сказало оно мне. Я не слабое место, я очень сильное. Я часть твоего тела, и я хочу быть полезным. Я не символ твоего развода. Я не признак старения. Я не проблема. Хватит нянчиться со мной. Я не хочу провести всю оставшуюся жизнь как болезненная викторианская леди, лежащая в постели из-за обмороков. Я не слабое. Перестань. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста - сказало мое “больное” колено - пожалуйста, перестань пользоваться мной для выражения своей слабости, страхов и ранимости. Пожалуйста, обсуждай со своим терапевтом всё, что беспокоит твой ум, но не вини во всём меня. Пожалуйста, просто доверяй мне. Пожалуйста, просто используй меня по прямому назначению. Пользуйся мной как КОЛЕНОМ, чёрт подери!

И уже на следующий день - Господи Боже! - я пробежала три мили и была в полном порядке. Я чувствовала себя прекрасно как никогда.

Я еще раз прошу вас - пожалуйста, не делайте никаких глупостей со своим телом, прочтя эту историю. Я и сама толком не понимаю, как мое “больное” колено вдруг перестало быть больным. С тех пор я никогда не слышала голос своего тела столь же ясно, и, я знаю, всё это выглядит достаточно безумно.

Но это произошло.

Мне долго было больно (помните - это было моё “колено развода”), но в какой-то момент я окончательно созрела отказаться от этой боли и перестать использовать своё колено как памятник ей.

Я знаю одно - боль - это сложное, многоуровневое явление. Все переживают боль по-разному, поэтому от нее так сложно избавиться. Некоторые виды нашей боли находятся в теле, некоторые - в сознании, а некоторые существуют в нашем прошлом. Когда боль проходит через нас, она проходит через то, что учёные называют “центрами усиливания”. Такими центрами являются наши эмоции, наши страхи. Наше воображение и гнев также усиливают боль. Все эти составляющие нашей природы усиливают боль в нашем сознании, и мы становимся зависимыми от неё навсегда.

Одна моя подруга повредила спину в сложный период в своей жизни - прошли годы, а она всё никак не могла восстановиться. В конце концов, доктор спросил её: “Какой была ваша первая мысль после того, как это случилось с вашей спиной?” Моя подруга сказала: “Я подумала, что теперь так больно будет всегда”.

Доктор с участием сказал: “Может быть, настало время перестать так думать”.

Так началось её исцеление.

Я знаю, что пятнадцать лет назад действительно повредила колено - но это была небольшая травма, не настолько серьезная, чтобы страдать от ее последствий целых десять лет. Я убеждена в том, что моё “больное колено” существовало у меня в сознании, а не в самом колене. Когда боль поселяется в твоем сознании, это не означает, что ты сошел с ума, или что боль стала менее реальной. Поверьте мне, мое колено ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛИТ. Но это всего лишь означает, что боль продолжает жить в теле потому что по какой-то причине она должна там оставаться. Потому что со страданиями еще не покончено. Потому что на протяжении десяти лет я переживала душевную боль, и ей нужно было где-то поселиться. Моё бедное колено брало мою боль на себя, пока ему это не опостылело. 

Но что, если вы сильнее, чем думаете? 

Я полностью на стороне людей, бережно заботящихся о себе и, может быть, отчасти моё освобождение от эмоциональной боли было связано с тем, что я воспринимала лечение своего колена как лечение бедного, страдающего ребенка, и таким образом научилась с большей теплотой заботиться о себе. Может быть, именно это помогло мне исцелить мое сердце. Но вдруг некоторые части моего тела не хотят, чтобы с ними постоянно нянчились?

Что, если каждая часть нашего тела жаждет быть использованной по назначению?

Что, если наши сердца стремятся к любви?

Что, если наши умы жаждут творчества?

Что, если наш дух стремится ко всепрощению?

Что, если твое колено хочет, чтобы ты взбирался на горы, чтобы показать тебе, насколько ты на самом деле силен?

Не будет ли это безумием?

Не покажется ли это дикостью?

А что, если это наполнит это вас такой огромной радостью, что вы почувствуете, что ваше сердце готово взорваться от счастья?

ВПЕРЁД,
ЛГ


Элизабет Гилберт, автор романа "Есть, молиться, любить".

Оригинальный текст.

Перевод - Галина Медведева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий